Можно ли в пост пить водку

Употребление спиртного во время православных постов

Употребление спиртного в пост – тема, на которую сломано немало копий. С одной стороны, пост – время, когда нужно отказаться от многих удовольствий, с другой – как же это порой сложно! Сумятицу в умы вносят и многочисленные цитаты из Писания, содержащие похвалу вину. Но сперва выясним, о каком именно вине пишут Отцы Церкви и как они советуют его употреблять.

Ещё в глубокой древности люди подметили, что от сырой воды можно заболеть. Но в старину кипяток был не так уж доступен: слишком дорого растапливать дровяную печь, чтобы приготовить чашку травяного отвара. В южных странах, где из-за жары проблема стояла особенно остро, люди приспособились обеззараживать воду вином.

Сухое вино – напиток крепостью 9–16 градусов. Тех, кто пил неразбавленное вино, считали горькими пьяницами, даже на разводивших напиток в пропорции 1:1 в обществе смотрели косо. Нормальным считалось соотношение количества вина к количеству воды 1:2, а то и 1:4. Получалось питьё крепостью 2–4 градуса. Бедняки вместо вина добавляли в воду фруктовый уксус. Отсутствие у человека средств на покупку вина или уксуса расценивалось как признак крайней нищеты.

Христианство зародилось на Ближнем Востоке, и в Церковном Уставе отражены местные реалии. Типикон, книга, регламентирующая порядок питания во время постов, написан на основе уставов палестинских монастырей (преимущественно обители Саввы Освященного близ Иерусалима), с учётом традиции Св. Горы Афон.

Апостолы и теологи относились к вину как к продукту, поддерживающему силы и укрепляющему здоровье. Апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею, советовал ему: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1-е Тимофею, 5:23)».

В Типиконе вино упоминается наравне с другими продуктами и напитками, к примеру, елеем (растительным маслом), квасом или укропом (травяным отваром). Так, если Благовещение приходится на Страстную Пятницу, то блюда с растительным маслом запрещены, но запивать пищу вином разрешается. В Великую Субботу: «Даёт братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от мёда или от жита».

Более того, 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения…, или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Однако это изречение нужно воспринимать не как позволение пьянства, но как предупреждение тем, кто гнушается вином во время причастия.

Злоупотребление алкоголем в христианстве считается тяжким грехом. Тот же апостол Павел запрещал своей пастве «упиваться вином»: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21). К умеренности призывал и Иоанн Златоуст: «Вино дано для того, чтобы быть весёлым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».

Особенности употребления алкоголя на Руси

Когда христианство пришло в северные страны, оказалось, что местное население не знает вкуса вина, зато варит пиво. Иоанн Златоуст, основывавший обители в северных провинциях Римской империи, писал о необходимости внести изменения в устав в связи с более суровым климатом. Позже, в средние века, монахи Германии во время поста даже заменяли хлеб пивом.

На Руси дозволение пить алкогольные напитки во время поста восприняли слишком прямолинейно, так что церковным властям пришлось вводить дополнительные запреты. Прп. Иосиф Волоцкий, XV–XVI в.: «Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает». Св. Тихон Задонский, XIX в.: «Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям». Св. Феофан Затворник, XIX в.: «Христианам скорее идет – совсем не пейте, – разве только в крайностях, – в видах врачевания… Винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

Современные правила употребления алкоголя в пост

Отцы Церкви советуют на время поста полностью отказаться от употребления алкоголя, кроме тех случаев, когда необходим приём лекарственных препаратов на спирту или вине. Однако в Типиконе перечислены дни, когда разрешается употребление вина или пива, другие вида спиртного в пост категорически запрещены.

Мера жидкости, упоминаемая в Типиконе, – красовуля, то есть чаша объёмом 150–200 мл. Дозволяется выпить 1–2 красовули вина (пива). Учитывая, что имеется в виду только разведённое вино, 2 красовули – это даже чуть меньше одного современного бокала.

В таких дозах вино или пиво в пост разрешены по субботам и воскресеньям, а также (даты приводятся по Григорианскому календарю):

  • в Великий пост – на Благовещение (7 апреля);
  • в Петров пост – в Праздник Преображения (19 августа);
  • в Рождественский пост – в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в день памяти св. Николая Чудотворца (19 декабря).

В обычное время постными днями, когда от спиртного необходимо отказаться, считаются среда и пятница (Типикон приравнивает их к Великому посту). Исключения делаются только для тех случаев, когда на эти дни выпадает церковный праздник. Если поститься по средам и пятницам каждую неделю, впоследствии легче будет привыкнуть к строгим ограничениям длительных постов.

Отцы Церкви учили, что у каждого человека – своя мера послушания. Трудно не следовать принятым в обществе традициям и совсем не пить алкоголь в пост на светских праздниках. Но человек для того и наделён разумом и волей, чтобы избегать излишеств.

Элитный алкоголь

Список напитков

Абсент

Виски

Коньяк

Самбука

Текила

Рецепты коктейлей

Крепкие коктейли

Слабые коктейли

Безалкогольные коктейли

Самогоноварение

Виноделие

О сайте

Можно ли пить алкоголь в пост?

В самых известных христианских и не христианских религиях, верующим людям известно такое понятие, как пост. Некоторые верующие придерживаются его регулярно и строго, соблюдая все ограничения и запреты, налагаемые канонами их религии на употребление определенных продуктов и напитков. Другие, придерживаются поста только в особых случаях или не делают это вообще.

Независимо от того, насколько глубоко человек верит в Бога и как часто он постится, многих волнует интересный вопрос, связанный с постом. Можно и во время этого особого периода употреблять алкогольные напитки и если да, то какие именно?

В каждой религии, ответ на него будет разным, потому что в одних верованиях употребление спиртного категорически запрещено даже вне поста, в то время как в других, выпивать можно, но стоит соблюдать умеренность и благоразумие.

Пост – это важное событие для тех, кто искренне верит и хочет отдать что-то особенное Создателю. Во время настоящего поста ценится не только воздержание от пищи, но и большое количество добрых дел и поступков. Но что касается алкоголя, то его употребление во время поста строго регламентировано, потому что употреблять спиртное для удовольствия или расслабления, запрещено.

Одним из ярких событий в жизни христиан в нашей и других странах, является период Великого поста. Это самый продолжительный и строгий пост, поэтому церковные уставы регламентируют употребление вина в этот период следующим образом:

  • Вино можно употреблять в субботу и воскресенье;
  • Можно выпить спиртное на Благовещение;
  • Выпивать немного вина разрешено в дни хамовых праздников.

Еще один вопрос, который искренне интересует многих прихожан церкви, это позволительно ли употреблять в период поста крепкие спиртные напитки, а не только вино. Церковь дает на этот вопрос, однозначный категорический отрицательный ответ. В период любого поста запрещено употреблять все типы крепких алкогольных напитков, включающие водку, самогон, коньяк, виски, ром и другие разновидности, доступные на территории нашей страны.

Что касается употребления вина, то этот вопрос рассматривается церковью под другим углом. Вино представляет собой единственный напиток, который позволительно употреблять во время поста. Предпочтение отдается красному вину, особенно Кагору, который традиционно принято считать церковным. Но нет никакого нарушения, если употребляются в умеренных количествах и другие марки и сорта вина.

Один из нюансов, который просят учесть верующих, это необходимость разбавлять вино водой, чтобы свести к минимуму эффект опьянения и сохранять здравый ум.

Еще один напиток, который является популярным на территории нашей страны, это пиво. Его любят употреблять христианские мужчины и женщины, особенно в период летней знойной погоды. Один из аргументов, который приводят сторонники пенного напитка, это то, что его начали варить еще в христианских монастырях по древним рецептам, а монахи с удовольствием употребляли пиво не только для души, но иногда даже в качестве замены определенных продуктов питания.

Что касается употребления хмельного напитка во время поста, о снова ответ церкви на этот вопрос является отрицательным. Как и крепкие спиртные напитки, пиво употребляют с целью расслабиться и получить удовольствие, а время поста – это сосредоточенность на служении Богу и отношениях с ним. В отличие от пива, красное вино, которое является уместным символом пролитой крови Христа, позволяет еще раз напомнить о ценности его жертвы.

Для большинства христиан нет никакой проблемы в том, чтобы в течение нескольких дней поста воздержаться от употребления спиртного, полностью сосредоточившись на поклонении Богу.

А как быть с постами, которые сопровождают поклонение мусульман или представителей других восточных религий? Можно ли употреблять спиртное во время таких периодов?

Одним из знаменитых мусульманских постов является Ураза-Байрам, который славится большим количеством ограничений. Во время этого поста все виды спиртных напитков, независимо от их крепости или типа, употреблять категорически запрещено.

Читайте также:  Сколько стоит абрау дюрсо шампанское

Еще один пост строго соблюдается во время праздника Рамадан. Это наиболее известный мусульманский пост, а в его время строго запрещено воздерживаться не только от спиртных напитков, но и от пищи, безалкогольного питья и супружеских отношений, полностью посвящая себя молитве и отношениям с Аллахом. Речь об употреблении спиртного в любом его вида в Рамадан вообще не ведется, потому что ислам запрещает употреблять алкоголь не только в это особое время, но и во все другие дни.

Алкоголь во время поста: какие напитки можно пить и когда

Можно в пост пить алкоголь или нельзя – важно знать, чтобы ненароком не согрешить в столь серьезный период. Известно, что для этого времени есть так называемые послабления, имеющие древние корни. Обычно верующие пользуются ими, хотя на сегодняшний день священнослужители пересматривают нужность данного явления.

Издавна вино воспринималось как лечебное средство

Можно ли употреблять алкоголь в пост

Соблюдение строгого поста необходимо, как мера физического и духовного очищения верующего. Он носит звание Великого поста, однако имеет так называемые послабления. Иными словами, допускаются некоторые действия, которые строго запрещаются в течение обычных дней. Говоря об употреблении спиртных, данное явление касается их. Календарные выходные дни (суббота, воскресенье) считаются временем, когда допускается умеренное принятие горячительного.

Внимание! Речь идет только о сухом вине, причем наполовину разбавленном водой.

Количество выпитого вина – не более 150 г за день. Остальное спиртное, например, хмельное, кагор, водка, коньяк и др. запрещается употреблять вообще, по жизни.

Католические традиции

Католический пост отличается от канонов, которых придерживаются православные. Он более щадящий. Строгий пост у католиков условно разделяют на постные дни и периоды воздержания. В сравнении с православием, католики имеют меньше ограничений, нет их вовсе для некалорийного питья (вода, чай). Примечательно, что воскресенье – обычный день, конечно, без излишеств.

Вопрос спиртного имеет схожесть с православным постом. Большинство из них нельзя употреблять, кроме вина. Однако разрешается потребления пива наравне с винными изделиями.

Можно алкоголь в пост православным

Православным во время соблюдения данного периода нельзя употреблять большинство горячительного. Пиво, водка, коньяк, кагор, всевозможные коктейли недопустимы.

Внимание! Православие категорически против спиртных напитков в обыденной жизни, поскольку они отравляют организм.

В больших количествах спиртное негативно сказывается на внешности человека, его умственных, трудовых способностях. Нередки случаи, когда потерявший работу алкоголик начинает воровать, чтобы, продав краденное, купить на вырученные обманом деньги спиртное. Это огромный грех, порождающий еще несколько не менее плохих проступков.

Какой алкоголь можно пить в пост

Единственный напиток, разрешаемый во время строгого поста, вино. Рекомендуется самодельный вариант, либо сухое, разбавленное наполовину водой. Это допускается только на выходные дни, не более 150 мл, максимум дважды за день.

Употреблять вино допускается, но очень ограниченно

Существует спорная тема по поводу употребления пива. Верующие сравнивают условия с католичеством, где разрешают потреблять хмель наравне с вином. Однако православие достаточно однозначно, запрещаются все спиртные напитки, кроме вина.

Вино в Великий пост

Разрешение употреблять вино во время соблюдения поста стоит раскрыть шире. Люди невольно задаются вопросом о причинах допущения именно этого напитка. На деле он позволяется ради так называемой немощи человека. Речь идет о здоровье, которое нередко укрепляли небольшим количеством вина. Научно доказано, что малые дозы напитка могут придать сил посредством повышения гемоглобина.

Поэтому данное разрешение потихоньку оспаривают некоторые священнослужители. Они утверждают, что на сегодняшний день есть лекарства, витамины, поэтому потребность в вине, как медицинском «препарате», иссякла.

В какие дни разрешено пить алкоголь в пост

Спиртное во время строгого поста ограничено. Причина тому однозначна – он отравляет организм, подвергает рассудок помутнению, поэтому является грехом не только на период поста. Нельзя выпивать спиртное, будь то водка, пенный хмель, коктейли. Однако есть небольшое исключение для сухого красного вина.

Вино допускается пить во время поста, но строго по определенным дням. Подобное явление разрешено по субботам, воскресеньям. Хотя священнослужители рекомендуют воздержаться от него, не давать себе слабину. Издавна послабление давалось по причине того, что вино использовали для медицинских целей, на сегодняшний день под рукой всегда найдутся необходимые лекарства.

Основные правила

Следует обратить внимание на ряд правил, условий:

  1. Как уже отмечалось, пить вино можно только по субботам, воскресеньям.
  2. Вино освящают во время богослужения.
  3. Напиток разбавляют наполовину водой.
  4. Выпивать не более 150 г за раз.

На деле стоит посоветоваться со священниками той церкви, которую регулярно посещает верующий.

Можно ли в воскресенье в пост алкоголь

Строгий пост содержит такие дни, когда допускается принимать сухое красное вино. Они приходятся на конец недели – субботу, воскресенье. Таким образом, пить полагается по воскресеньям только, если это сухое красное вино, не более 150 г.

Священнослужители начали пересматривать разрешение пить вино

Можно ли безалкогольное пиво в пост

На вопросы об употреблении безалкогольного пива однозначное мнение найти тяжело. Одни оправдываются, будто отличается оно от воды, чая только вкусом, остальные его свойства не приносят вреда. Священнослужители настаивают на личных ощущениях отдельного человека. Если он пьет такой напиток, но чувствует «пьянящее» удовольствие, как если бы оно было алкогольным, от него требуется воздержаться.

Хмельное не относится к послаблению, поэтому рекомендуется потерпеть до окончания священного периода.

Заключение

Известно, что можно в пост пить алкоголь, однако это явление имеет строгое ограничение – употребляют красное сухое вино. Это является послаблением, которое на сегодняшний день пересматривается священнослужителями по очевидным причинам. На деле верующим рекомендуется воздержаться от принятия спиртного во время поста, но пока окончательное решение предоставляется ему самому.

Можно ли пить алкоголь в пост

Православный пост — это не только ограничение себя в пище и алкоголе. Главная задача – вести умеренный и скромный образ жизни, минуя любые мирские удовольствия. Это касается не только еды и алкоголя, но и всяческих развлечений. Также следует избегать агрессивного поведения по отношению к ближним, чему порой способствует употребление спиртного.

Читайте также

Читайте также

Правила употребления алкоголя в пост

В наши дни церковь рекомендует отказаться от употребления алкоголя в пост полностью. Исключением являются больные люди, которым врач может выписать лекарство на основе спирта или посоветовать употребление стакана красного вина в качестве профилактики заболевания.
Помимо этого, есть дни, когда любой христианин может ослабить строгость соблюдаемого поста и выпить бокал, другой вина. Употребление алкогольных напитков в умеренном количестве разрешается по субботам и воскресеньям. Кроме этого, стоит отметить следующие праздники, которые допускают послабление во время поста:

  1. Благовещение – 7 апреля (выпадает на Великий пост).
  2. Праздник Преображения Господня – 19 августа (выпадает на Петров пост).
  3. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря (выпадает на Рождественский пост).
  4. День памяти Николая Чудотворца – 19 декабря (выпадает на Рождественский пост).

Согласно Типикону, в праздничный или воскресный день во время поста допускается выпить 1-2 красовули вина или пива. Красовуля – это чаша объемом 150-200 мл. При этом стоит учитывать, что вино раньше пили совсем не так, как привыкли это делать сейчас.
Когда в Писании упоминается употребление вина, чаще всего имеется в виду употребление разбавленного алкогольного напитка. На Ближнем Востоке, где зародилось христианство, люди пили вино, разбавленное водой. Это делалось, чтобы обеззаразить воду и предотвратить различные заболевания. Часто кипятить воду не было возможности, поэтому вино сильно упрощало весь процесс. Те, кто употреблял напиток в неразбавленном виде, считались пьяницами и грешниками.
Вино разбавляли водой в соотношении 1:1, 1:2, а иногда и 1:4. Таким образом, получался напиток крепостью не более 4%. Следует согласиться, что это имеет мало общего с тем, как и с какими целями употребляют вино сейчас.
Ранние христиане относились к вину, в первую очередь, как к напитку, помогающему укрепить здоровье. В наши дни нет проблем с соблюдением гигиены и санитарных условий, поэтому нет необходимости так часто употреблять этот напиток. Сейчас это делают ради удовольствия и развлечения, что не приветствуется во время поста.

Какой алкоголь разрешен в пост

Допускается употребление напитков с невысокой крепостью в разбавленном виде. Но вино — это не только привычный нам алкоголь, сделанный из красного или белого винограда, к этой категории относятся и следующие виды напитков:

  • Кагор — крепленое десертное красное вино, произведенное из винограда сорта Каберне Совиньон. Имеет крепость 11-16%, и требует разбавления водой при употреблении во время поста в пропорции не меньше 1:3.
  • Портвейн – крепленое сладкое вино. Крепость различных видов портвейна составляет от 15 до 22%, что вполне допускает его употребление в пост в разбавленном виде в пропорции 1:3 или 1:4. Используется в качестве аперитива перед основным приемом пищи и хорошо возбуждает аппетит. Также используется в качестве дижестива после трапезы с фруктами и прочими десертами.
  • Сидр – фруктовое вино, которое изготавливают из особых сортов яблок, с высоким содержанием танинов, а также груши и айвы. Крепость напитка не превышает 8%, поэтому не требует разбавления.
  • Шампанское – игристое вино, содержащее в своем составе углекислый газ. Крепость напитка также не превышает 8%, поэтому разбавлять его не стоит, тем более что это испортит качество продукта. Лучше выбрать напиток с меньшим содержанием алкоголя.

Христианство неоднозначно относится к употреблению пива в пост. Например, католики считают этот напиток постным. В подтверждение этому, часто приводится легенда о том, как монахи отправили папе римскому напиток в неразбавленном виде несколько бочек свежесваренного пива, но до адресата оно добралось в испорченном виде. Когда глава католической церкви попробовал пиво, то решил, что его вкус слишком противный и не может принести настоящего удовольствия, поэтому его можно разрешить для употребления в пост.

Читайте также:  Алкогольная болезнь печени

Православная церковь не дает подобного разрешения, но и жесткого запрета тоже не существует. Так как пиво — слабоалкогольный напиток, мнения священников на его счет разделяются. Одни строго-настрого запрещают его употребление в пост, другие относятся к нему более лояльно и разрешают выпивать небольшое количество пива в те же дни, что и вино.

Коньяк

Употребление коньяка недопустимо в пост. Это касается и других крепких напитков, таких как:

Список можно продолжить и дальше, но в этом нет смысла. Крепкие напитки полностью запрещаются, даже в разбавленном виде, или при добавлении в кофе или чай, употребление которых, кстати, тоже рекомендуется ограничить или заменить на травяные отвары.

Когда встает вопрос, пить или не пить алкоголь в пост, стоит вспомнить о том, что это время создано для самоограничения, укрощения страстей и тяги к праздному образу жизни. К тому же употребление спиртных напитков не является жизненно необходимым, поэтому можно отказаться от их употребления и уделить больше времени духовному совершенствованию

Вылечить алкоголизм невозможно.

  • Испробовано множество способов, но ничего не помогает?
  • Очередное кодирование оказалось неэффективным?
  • Алкоголизм разрушает вашу семью?

Не отчаивайтесь, найдено эффективное средство он алкоголизма. Клинически доказанный эффект, наши читатели испробовали на себе . Читать далее>>

Священник Даниил Сысоев: Символ иного мира
– важно не перепутать с подлинником

20.11.06, 16:46

«Вино веселит сердце человека», но скольким пострадавшим от пьянства уже не до веселья. Чего больше приносит вино в нашу жизнь: добра или зла? Может быть, христианам лучше придерживаться «сухого закона»? О том, что думает по этому вопросу Церковь, корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ беседовал с иереем Даниилом СЫСОЕВЫМ.

Брак в Кане Галилейской. Мозаика. XIV век. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), Константинополь

— Почему в Евхаристии используется именно вино? В чем священный смысл вина?

— Вино для христиан является особым веществом. Это, с одной стороны, плод рук человеческих, а с другой — дар Божий. Бог дал человеку виноградную лозу, человек превратил ее в некое вещество, которое веселит его сердце.

Отцы Церкви называют состояние богообщения «духовным опьянением». Это состояние, когда человек похищается из этого мира и попадает в мир Бога, забывая обо всем существующем, пребывая в неземной радости, как апостолы после схождения на них Святого Духа в день Пятидесятницы. В некотором смысле то состояние, которое дает вино, становится метафорой состояния богообщения. Именно метафорой, образом, потому что, конечно, с помощью вина достичь Царства Божия не получится. Ведь образ — не подлинник.

Вино употреблялось людьми с начала человеческой истории. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Вино также используется и на Всенощном бдении, и во время таинства Соборования. Освящается по церковному чину виноград и сами виноградники. Есть даже специальная молитва о благословении вина за трапезой. Нужно, чтобы Господь благословил нашу радость, которая так же Ему угодна.

— В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено?

— Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, «внутреннюю теплоту». А где оно куплено — это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы.


Иерей Даниил СЫСОЕВ
родился в 1974 году в Москве. Окончил Московскую духовную семинарию и академию. Кандидат богословия. Настоятель храма пророка Даниила на Кантемировской.

— С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить?

— Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль.

— А что такое «красовуля»?

— Одна красовуля — это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: «…пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10).

— Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?

— Ну, например, на Афоне, в месте, известном строгостью жизни, приходящему в монастырь всегда подносят рюмку водки. Так же и на Синае. Конечно, крепкие напитки не запрещены. Один мой друг, священник и врач, говорил, что водка, но не более 50-70 граммов, не страдающему алкоголизмом может быть полезна для здоровья. Но это касается только небольшого употребления крепких спиртных напитков. Напиваться нельзя! Важно, чтобы было радостно, но не должно быть помутнения рассудка. Это граница, за которую мы не имеем права переходить. Человек должен оставаться трезвомыслящим. Святой Силуан Афонский говорил: «Как определить: объелся ты или нет? Если после того, как встаешь от трапезы, хочется молиться, значит, не объелся. А если хочется заснуть, забыться и не молиться, значит, ты объелся». То же самое касается и вина.

— Можно ли пить вино и водку в пост?

— Типикон не проводит никакого разделения между спиртными напитками по крепости, употребление водки регламентируется (кроме объема) теми же правилами, что и употребление вина. Но если, например, человек замерз Великим постом, я не думаю, что будет тяжким грехом, если он выпьет рюмку водки, чтобы согреться. Точно так же если у человека малокровие — не будет греха, если он выпьет бокал красного вина для укрепления сил. Но поскольку вино является знаком радости, а пост — временем печали о наших грехах, в посты, особенно в Великий, вино употребляется только в праздничные дни: субботу и воскресенье.

— Не секрет, что русскому человеку меры держаться непросто. А от последствий ее нарушения страдают и сами нарушители, и их родственники. Может быть, православным вообще лучше «не употреблять»? Особенно в такие ответственные дни, как свадьба?

— Были такие православные — комсомольцы их звали. Они говорили про «безалкогольные свадьбы», до сих пор помню.

— Бывают и настоящие православные «сухие» свадьбы. Я лично сам недавно на такой присутствовал.

— Действительно, есть у нас такое представление, что употребление алкоголя — грех сам по себе. Утверждают, что в водке дьявол, что пиво — сатанинский напиток и так далее. И хотелось бы напомнить православным 51-е правило свв.Апостолов, которое гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». И человек, учащий так, подлежит анафеме. Не просто прещению или наказанию, но именно отлучению от Церкви. Почему? Потому что такой человек хулит Творца Вселенной, Который дал нам эти дары. Апостол Павел в своих посланиях повелевает Тимофею пить немного вина «ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23). Так что нельзя говорить, что вино — грех. Грех здесь не в вине, а в человеческой злой воле. Точно так же как не в шприце, даже не в наркотическом средстве, потому что наркотик может быть и лекарством, — а в злоупотреблении. Но, конечно, все это не касается людей, которые лечатся от алкоголизма, — им пить нельзя ничего.

— Бывает такое абсолютное отвержение вина, если, например, пили родители. И человек не пьет ни при каких случаях. Это разумное решение?

— В этом есть нечто справедливое. Дело в том, что у алкоголиков, не просто пьющих, а именно алкоголиков, тех людей, которым поставили этот диагноз, уже другая физиология. В восьми процентах случаев у детей, рожденных в семьях алкоголиков, фермент, расщепляющий алкоголь, не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве. Поэтому для такого человека, безусловно, принятие алкоголя крайне опасно.

— А есть люди, которые говорят: «Я настолько не принимаю алкоголь, что боюсь причащаться».

— Да, была такая секта енкратитов. Церковь их осудила еще во втором веке. Вообще вокруг вина, мяса, красивых одежд существует множество суеверий, которые на самом деле являются воспроизведением древних ересей. Например, у манихеев, гностической христианской ереси, обесценивающей земную жизнь, считавшей злом весь материальный мир и его Творца, был даже обряд проклятия вина и хлеба, потому что это — плод рук Творца: «не я тебя сажал, не я тебя растил». И они проклинали всех, кто пьет вино.

Я вообще думаю, что все эти запреты на употребление вина — исключительно от врага. Потому что неслучайно даже в исламе вино запрещено, а наркотики — нет.

— Как вы объясняете и расцениваете отказ от спиртного в инославных христианских деноминациях?

— У инославных христианских деноминаций некоторых направлений, например баптистов, это может быть связано с тем, что они просто не знают, чем заняться. Им неизвестна технология борьбы со страстями, поэтому они пытаются, как говорил святитель Николай Японский, заместить духовную активность активностью внешней. Превратить собрание христиан в клуб трезвенников. Их пафос в том, что вот раньше я был грешником пьяницей и наркоманом, а сейчас все бросил, ничего больше не употребляю и этим горжусь.

Второй момент: происхождение протестантизма тесно связано с манихейством, которое в средневековой Европе проявилось в религиозных движениях альбигойцев (катар), осужденных позднее католической Церковью. Альбигойцы вина не употребляли, проповедовали крайний аскетизм, притом что отвергали догмат о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста, икон.

— Человек за рулем, летчик, шахтер, врач и люди других профессий риска после работы обычно «снимают напряжение», выпивают. Появляется привычка — прийти домой и выпить сто грамм. Эта та самая мера, чтобы восстановить равновесие, или это злоупотребление?

— Снять усталость можно, но в этом есть очень большая опасность того, что эта привычка может привести к зависимости. Усталость часто вызывает депрессию, а депрессия приводит к алкоголизму. И в медицине, и в христианстве известно, что пьянство рождается от уныния. И поэтому надо очень беречься этой опасности. Тем более водителю, который, выезжая на дорогу в пьяном виде, совершает двойной грех: рискует и своей жизнью, и жизнью окружающих.

Сухое или сладкое?


Какое вино употребляется для Евхаристии? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Насельник Данилова монастыря иеромонах ГЕРМОГЕН (Ананьев) рассказал корреспонденту «НС» Максиму ПЕТРОВУ о том, какие вина сегодня используются в Русской Православной Церкви, и в частности в Даниловом монастыре:

— С древности классическим вином для Евхаристии считается сухое вино. Церковными правилами утверждено, что для Евхаристии должно использоваться красное не прокисшее вино, полученное от виноградной лозы. Насчет крепости и сладости никаких установок нет. Когда эти правила писались, красные виноградные вина были только сухими (без перегонки красное виноградное вино не может быть очень большой крепости). Были еще крепкие напитки из разряда водок, которые к винам не относились. Таким образом, крепость и сладость церковного вина принципиального значения не имеют.

Гораздо важнее цвет. Он должен быть красный, так как это вино претворяется в Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Это тоже вино из чистого виноградного сока, из сладких сортов винограда. В классические качественные кагоры не добавляется ни сахар, ни спирт. Его сладость достигается за счет содержащегося в винограде сахара, а не за счет сахарной добавки. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Большинство наших кагоров — молдавского производства. Они недорогие, и если это не поддельное вино, то весьма неплохого качества. Крымских настоящих кагоров очень мало. Но и они возможны для богослужения.

Какое именно вино покупать, зависит от желания настоятеля храма или монастыря и от их финансовых возможностей. В большинстве наших храмов покупают вина молдавские или крымские. Данилов монастырь покупает разное вино, главные критерии — это качество и приемлемая цена. Отбором вина для богослужения в монастыре занимается ризничий, как правило, вместе с келарем (в зависимости от ситуации). Сегодня нельзя доверять красивым этикеткам на бутылках и заверениям поставщика обманывают, к тому же качество вина под одной этикеткой постоянно меняется даже у одних и тех же продавцов. Поэтому перед закупкой партии вина его обязательно дегустируют.

Для Евхаристии Троице-Сергиева лавра использует домашнее вино

Троице-Сергиева лавра не покупает вино у посредников. Главному виночерпию Лавры игумену ХАРИТОНУ (Чекану) известны производители в Молдавии, изготавливающие вино домашним способом, с соблюдением всех секретов, переданных их отцами и дедами. Вот что отец Харитон рассказал нашему корреспонденту Алексею ОРДЫНСКОМУ:

— Вино, которое мы покупаем для Евхаристии, как правило, делают из сорта винограда каберне. Это лучшее молдавское вино (я родился в Молдавии и точно это знаю) и по насыщенности цвета, и по уровню качества. Поэтому «Каберне» — самое популярное вино в Молдавии. Крепость вина для Евхаристии не превышает 12 процентов. Из Молдавии вино привозится в специальной таре и уже в монастыре разливается по дубовым бочкам (200 и 500 литров). Хорошая бочка может служить до 70 лет. Монастырское вино хранится в подвале Пивной башни (не от слова «пиво», а от слова «питье») при температуре 7-9 градусов. Несмотря на то, что мы полностью доверяем нашим виноделам, перед покупкой я и два моих помощника из келарской службы обязательно дегустируем каждую партию. Для определения качества вина опытному дегустатору достаточно одного глотка.

А молдавские монастыри делают вино для Евхаристии сами. Даже если у монастыря нет своих виноградников, монахи покупают виноград. Перед началом изготовления вина в монастыре обязательно служится молебен.

Я думаю, что российская традиция использовать в качестве богослужебного вина кагор связана с проблемами доставки вина из южных окраин империи. Если сухое вино везти неделю, оно может прокиснуть, а в мороз — замерзнуть. Кагор же более устойчив к температурным колебаниям и транспортировке.

Код для размещения ссылки на данный материал:

Можно ли пить алкоголь в пост с точки зрения медицины

Вкратце:Посты обычно совпадают с ежегодными периодами, когда организм хуже избавляется от вредных веществ. А выпивка во время диеты (постной или нет) грозит более быстрым и тяжёлым похмельем. Поэтому в пост действительно лучше не пить алкоголь.

  • Стоит ли отказываться от алкоголя в пост по диетическим причинам
  • В какие постные дни можно выпивать
  • Какие алкогольные напитки разрешены
  • Сколько алкоголя разрешено во время поста

Оказывается, отказ от алкоголя во время поста не только важен для религиозных людей, но и полезен с точки зрения современной медицины. Дело в том, что время постов приблизительно соответствует годичным периодам ухудшения усвоения пищи и (или) снижения детоксикационных возможностей организма. Поэтому логическая основа для постов есть. Воздержание от алкоголя всегда полезно, не только в пост. Но в пост это даже скорее необходимо, чем полезно — подчёркивает эксперт сайта Похмелье.рф, Станислав Радченко.

Стоит ли отказываться от алкоголя в пост по диетическим причинам

Отказаться от алкоголя на время поста будет рационально и в диетическом плане. Это касается тех, кто использует время поста просто как подходящий предлог, чтобы посидеть на диете. Ограничение в пище и похудение в значительной мере изменяет метаболизм в организме, в том числе и метаболизм алкоголя. Во время диеты похмелье может наступать быстрее и быть гораздо более тяжёлым, чем в обычное время.

В свою очередь, употребление алкоголя может сильно навредить вашей диете. От чистого алкоголя (например, от водки) потолстеть невозможно, как и невозможно утолить ею голод. Однако алкоголю свойственно уменьшать подавляющее действие коры головного мозга на подкорку и тем самым растормаживать все базовые инстинкты человека: агрессию, либидо, и голод в том числе. Поэтому в пьяном состоянии вы можете съесть больше, даже если вы решительно намерены похудеть: алкоголь заставляет мозг нарушать запреты.

Вторая опасность для стройной фигуры подкарауливает нас во время похмелья: существует немало людей, которым с похмелья очень хочется есть. Это индивидуальная особенность метаболизма внутримозгового дофамина, аналог каннабиоидного жора. Так что пьянка во время работы над собой — действительно плохая идея.

В какие постные дни можно выпивать

Православный пост считается особым периодом для верующих людей, когда они отказываются от излишков физической жизни, уделяя больше сил духовному поиску и самосовершенствованию. Алкоголь — напротив, затуманивает разум и веселит наше тело, поэтому Русская православная церковь в основном запрещает пить алкоголь во время поста.

Из общего правила есть . Уставом Русской православной церкви разрешается употреблять немного алкоголя по субботам и воскресеньям, в день Благовещения, а также в дни храмовых праздников (это дни, когда чтится память того или иного святого).

Какие алкогольные напитки разрешены

Разумеется, в церковном уставе ничего не говорится о водке или пиве, а тем более — о шампанском или текиле. Если в разрешено немного алкоголя, то имеется в виду сухое вино, разбавленное водой — таков был традиционный алкогольный напиток в культуре, откуда и идут корни христианских традиций.

Сколько алкоголя разрешено во время поста

В день поста, когда разрешён алкоголь, православным христианам можно выпить не более двух красовуль разбавленного вина. Красовуля — это небольшая церковная чаша, примерно равная по объёму сжатому кулаку. В неё помещается около 150–200 граммов разбавленного вина.

Дикий голод с похмелья — это отдельная проблема: вроде готов съесть что угодно, но мешает похмельная тошнота и боязнь, что от еды станет только хуже. Читайте статью о том, что лучше есть с похмелья, чтобы стало не хуже, а лучше: ведь правильный завтрак поможет организму справиться с алкоголем и восстановить работоспособность.

Статья обновлялась в последний раз: 23.11.2018

Не нашли то, что искали?

Попробуйте воспользоваться поиском

Бесплатный путеводитель по знаниям

Подпишитесь на рассылку. Мы будем вам рассказывать, как пить и закусывать, чтобы не навредить здоровью. Лучшие советы от экспертов сайта, который читают больше 200 000 человек каждый месяц. Прекращайте портить здоровье и присоединяйтесь!

Читайте также:  Сырокопченые колбаски к пиву
Ссылка на основную публикацию